[12.03.04.] Алексей Ледяев. "Самоопределение и самореализация" |
· Церковь - это совокупность "министерств". Этот год мы начали с молитвенного марафона. И одна из важнейших позиций нашей внутренней стратегии, которую мы
промаливали, - это видение структурного строительства церкви.
Это тема нашей "диссертации" в этом году. Структурное строительство церкви. Речь идет о профессиональных группах. Мы с вами не имеем права придумывать законы или принципы. Они уже придуманы.
И речь идет о том, что если церковь - это тело, то тело - это совокупность органов. Если мы говорим: "Да приидет Царствие Твое", - то "Царство"
- это государство. Если мы говорим, что церковь - это как оркестр, который создает гармонию.
И когда мы говорим о строительстве церкви, то, конечно, не хотелось бы ничего самим выдумывать. > Хотелось бы увидеть или просто использовать те фундаментальные принципы, по которым существует мир, общество и все остальное. Так вот, когда мы говорим о церкви, мы говорим не столько о клетках
(т.е. ячейках), сколько об органах. И судя по тому, как работают органы, можно говорить: это тело здоровое или больное. Здоровый это человек или нет. И церковь - это совокупность органов. Член - это больше, чем клетка. Член - это может быть, например, рука. Рука состоит из группы мышц, костей, суставов, сухожилий и т.д. Т.е. это не однородная масса. И все члены и органы в теле очень тесно взаимосвязаны между собой. Здоровое тело гармонично и красиво. Мы в начале года молились: "Бог, мы хотим увидеть гармонию в нашей церкви. Мы хотим увидеть в этом году красивую, логичную структуру в церкви. Чтобы на самом деле пришел порядок и гармония". Я стою на том, что Бог отвечает нам на молитвы. И гармоничная структура церкви для нас сегодня является одним из самых важнейших и существенных моментов.
Но на сегодняшний день критерии меняются. > И для нас сегодня становится важнее не столько энтузиазм или харизма, сколько развитие даров. Потому что харизма без дарования - это кратковременное явление, которое может вспыхнуть и быстро погаснуть. > Но если действует дарование, которое находится на правильном месте и активизировано, то тогда харизма будет сопровождать до тех пор, пока работает этот дар. Человек без дара - это просто биологическая масса. > Нам необходимо разобраться в том, каким дарованием каждый из нас обладает. Какое дарование Господь в нас вложил? И Бог в последнее время эту тему освещает достаточно серьезно и глубоко. Если Господь "пленил плен и раздал дары человекам", то мы должны заняться археологическими изысканиями, чтобы раскопать внутри себя те дары, которые стали бы основой нашего призвания, нашего служения и наших профессиональных навыков. Богу, вообще-то не нужны наши потуги, если мы не находимся на своем месте. И нам тоже лишних усилий прикладывать не хотелось бы. Я вспоминаю историю, когда собралось огромное количество народа под
знамена Гедеона. > Мы уже говорили о том, что образование не вкладывает дары в человека. Образование может только выявить, обнаружить и показать, какие в человеке есть дарования. И в этом году каждому из нас необходимо обнажить свой дар. Может быть, это слишком серьезная задача, но цели у нас тоже слишком серьезные. Апостол Павел говорит нам, что каждый имеет различные дарования. Рим. 12:3-8 Павел не говорит, что если мы имеем какие-то дарования, то мы можем
их как угодно использовать. Отнюдь нет. > Сейчас мы переживаем некоторый переходный этап от вчерашней системы ячеечной работы к новой системе - профессиональным ячейкам. Поэтому наблюдается некоторое неустройство. И нет такого количественного
показателя о росте ячеек. И для меня лично это очень серьезный показатель. Потому что если у человека вера падает, то пожертвования не могут ползти вверх. И наоборот. Для меня ясно одно, что потенциал, которым располагает церковь, огромен.
Одна из версий была такая, что раньше у некоторых людей не было работы, и поэтому они ячейками занимались. А вот появилась работа, и они бросили ячейки и пошли работать. И стоит вопрос: а что лучше? Я считаю, что жизнь все ставит на свои места. > Кто обладает духовным дарованием, тот должен заниматься духовными вопросами и духовным служением. > Если же у кого-то есть способность зарабатывать деньги, то да благословит его Господь, чтобы он был "раздавателем". Я не хочу создавать таких условий, чтобы человек метался между семьей и служением. Между бизнесом и церковью. Бог никого не хомутает. Я продолжаю утверждать формулу: служение - это занятие любимым делом, от которого получаешь удовольствие и поэтому распространяешь вокруг себя отличное настроение, радость, успех, жизнь и благословение. > Быть на своем месте - это благословение, которое обогащает и печали с собой не приносит. Еще с детства я помню: "Если учеба мешает спорту, то что-то надо бросить ". Если служение угрожает семье, надо бросить служение. Я хочу, чтобы меня окружали счастливые, радостные, энергичные, целеустремленные люди, которые были бы убеждены на все 100% (не по моей вере, а по своей собственной вере), что они на своем месте, что они угодны Богу и что их труд не тщетен. Для меня лично это является главным. Я повторяю, есть уровень помощи "гуманитарный" и есть уровень помощи профессиональный. Что такое "гуманитарная" помощь? Это когда я вдохновляю вас, я молюсь за вас, я тащу вас, я попечительствую
вам. > Но профессиональный уровень помощи - это разбудить в
каждом его дар, чтобы уже этот дар грел человека и он уже меня благословлял
с помощью своего дара. Самоопределение и
1. Какой дар лежит в основе нашего призвания? Это вопрос самоопределения: кто я? Я - "сосуд". Но какой? И вы знаете, что тазики не поставят на обеденный стол. Тазику надо
стоять в другом месте. Ну, а что, скажем, перечнице в туалете делать? Каждый сосуд должен занимать место, для него предназначенное. И все сосуды необходимы. И за праздничным столом, и в туалете - везде свои необходимые сосуды. Итак, первая задача - это самоопределение. 2. Как этот дар использовать? Вторая задача, когда мы уже решили первую, - это самореализация.
> Самоопределение - это обнаружить дарование. > Самореализация - это уже пустить свой дар в дело. Именно от этих двух моментов зависит удовольствие и удовлетворение от того, чем мы занимаемся. Я, например, очень счастлив, что я открыл свое дарование. Я знаю кто
я, я получаю удовольствие от тех вещей, которыми я занимаюсь. Огромное удовлетворение человек испытывает, когда он определил свой дар и начал его реализовывать. И я бы очень хотел, чтобы каждый член церкви был бы так же счастлив, живя в этом измерении активного дарования. И тогда ты сам будешь получать от этого удовольствия, и люди вокруг
тебя.
> Это волна профессионального вторжения в наше служение. Недавно, когда в очередной раз мы разговаривали с Янисом о "Провентус"е,
об аттестации и т.п., я слушал его и думал: И пришел этот человек ко мне не потому, что у него долги за квартиру огромные, и он пришел просить: "Алексей, помолись за меня или одолжи мне сотню-другую". Этот человек пришел уже совершенно с другим предложением. И знаете, когда мы долгое время пребывали на низком уровне, профессионализм даже пугает. Профессионализм - это даже такая устрашающая штука. Потому что раньше ты жил, как хотел: ты вставал, когда хотел, ты ел,
что хотел, одевался, как хотел. Это такая угроза для неустроенной жизни! Хаос - это угроза порядку, а порядок и дисциплина - это угроза хаосу.
И вопрос, хочешь ли ты перепрыгнуть из старой системы в другую систему?
Вот я был в Эфиопии. Там такая нищета! А люди приспособились как-то к этому. Что-то продают, где-то живут. Вторая волна приходит. Раньше я думал, что я уже могу проповедовать. Для меня это было почти как кастрация: "Как?! Семь минут?! Для
меня это только пару мыслей сказать…" Потом спокойнее: "Думать надо. Надо научиться так формулировать мысль, чтобы в предложении было 3-4 слова, а не 25". Знаете, я ломался. И особенно трудно было сосредоточиться, когда перед
камерой стоишь. А вот когда ты соглашаешься на такое "издевательство", из тебя что-то и получится. Из меня уже что-то получается. Уже я понял вкус этой профессиональной
проповеди. > Это круто - войти в профессиональный уровень. Особенно если речь идет о нашем служении. И самое приятное - что тебе не надо делать то, чего ты не знаешь. Нам так необходимы, друзья, самоопределение и самореализация! Сейчас условия рыночной экономики. В Советском Союзе всех обязывали: "Иди туда. Хочешь или не хочешь,
иди учиться". Т.е. сейчас условия честной конкуренции. Если раньше система строила нас, то сегодня каждый отвечает за собственную судьбу. И никто тебя судить не будет. Главное, чтобы каждый нашел свою нишу.
Есть специалисты-психологи, которые определяют творческую ориентацию
человека, его склонности или акценты его интересов. Специалисты из "Провентус" будут персонально встречаться с каждым из нас. Будет дана анкета на 4 листа, которую надо будет заполнить. Это будет тест типа: кто я, что мне нравится, что мне не нравится… Уже не просто: Здесь уже "аминь" и "аллилуйя" мы хотим поставить на научную основу. Т.е. мы теперь хотим на первое место выделить дарования, а потом к ним уже приложить и все остальное. Что включает в себя аттестация? Во-вторых, при этом анкетировании мы будем определять, к какому служению
больше лежит сердце человека. Мы хотим помочь каждому человеку в этом первом вопросе самоопределения. Согласитесь, что иногда мы мыкаемся. Беремся за одно, берем другое. Строим на второстепенных дарованиях и рушимся. Вот, Эйнар Репше. Это классическая иллюстрация того, как
нельзя строить карьеру. Как только он решил строить свою карьеру на второстепенных дарованиях, вообразив, что он политик, то как политик, он полностью проиграл и провалился. И сейчас является рядовым депутатом. Вот в чем заключается его ошибка. И если вот такие большие люди могут вот так гореть синим пламенем, то что говорить о нас, маленьких?
· Определить основное дарование человека - это и есть цель аттестации. Эта процедура займет 2-3 месяца. Те люди, которые пройдут эту аттестацию на лидерство, потом объединятся в определенные группы. Ясно, что из 200 человек будет определенный процент отсева. Как реагировать на то, что кто-то прошел тест, а кто-то нет? Мы нормальные люди и понимаем, что есть более опытные или более талантливые. Есть старшие, есть младшие. > Пока готовится высший командный состав церковных министерств, мы должны под это лидерство готовить команды. Потому что каждый, даже самый сертифицированный лидер будет нуждаться
в команде. Т.е. если кто-то не будет аттестован и не попадет в это, можно сказать, элитное подразделение, которое будет обучаться по какой-то американской школе, то в следующем году он может оказаться в числе нового набора. Друзья, какую задачу мы перед собой ставим? > Мы хотим, чтобы лидерская позиция в "Новом поколении" была бы элитной позицией, куда бы все рвались и платили цену. И для каждого это было бы большим успехом. Вы видели хоть в одной фирме, чтобы кто хотел, тот и стал, скажем,
менеджером или другим каким-то специалистом? Каждый из нас должен четко определиться, какое дело является точно его и где он может принести максимальный плод. Т.е. мы на самом деле переходим к системе профессионального подхода к строительству церкви. Это происходит и методом духовным, и методом психологических исследований. Т.е. со всех сторон. И хотя аттестация и учеба займет какое-то время, это не помешает нам
жить и двигаться дальше. Мы чистим зубы, мы кушаем, моемся в бане. Утром встаем, идем на работу… Т.е. даже если эти церковные подразделения еще не отстроены, мы продолжаем
двигаться дальше. Т.е. мы должны двигаться параллельным курсом.
Во-первых, это естественно, сфера евангелизма. В первую очередь то, что нам обеспечит свежую кровь, свежее сырье. Во-вторых, попечительство. И каждому необходимо определить, где он себя видит. В какой нише он мог бы приносить максимальный плод. И мое желание: чтобы параллельно с тем, как готовится высший командный состав министерств сверху, мы могли бы строить эти министерства снизу. И когда будут уже подготовлены старшие лидеры, которые пройдут эту проверку, тест, экзамен и т.д., они уже будут представлять собой группу лидеров, которые будут возглавлять каждое министерство. Естественно, им понадобятся команды. Потому что есть очень много людей в ячейках и вне ячеек. Милосердием заниматься? Да ради Бога! Наша инициатива - это строительство снизу. Это классно, когда руководитель приходит на уже готовую естественную
платформу. Здесь, как беспроигрышная лотерея: каждый из нас будет на том месте, куда влечет его сердце.
Я рассчитываю на вас как на людей зрелых, которые не один год в служении. Пробовали одно, второе, третье. Давайте подумаем, по каким критериям нам формировать и строить эти "министерства". Анкета? Или человек сам определяется? Или как?
За эти годы каждый понял, что у него получается, а что не очень. Например, когда я иду на евангелизацию, какой я приношу плод и какое я приношу удовольствие себе? И скажу откровенно о себе: когда говорят об евангелизме, то нет у меня такого большого желания, такого дерзновения: я побегу, я буду евангелизировать и приносить плод. И так можно говорить о каждой структуре. Но вот, что касается попечительства, то я с удовольствием общаюсь с людьми. Мы можем долго беседовать, я могу не то что учить, а советовать. Я могу проводить с ними много времени. Не один час, больше, если это необходимо. Найти любое время в течение дня. И мне это приносит удовольствие. После такого общения я чувствую удовлетворение и духовное, и физическое. На всех уровнях. И, конечно, я уже делаю вывод, что я бы хотела попечительством заниматься больше, чем евангелизмом. Анкета может выявить и другие способности людей. И то, хотят ли они вообще что-либо делать. Профессионалы, просмотрев мою анкету, смогут немного направить мой маршрут, но все-таки на первом месте - желание заниматься тем, что приносит мне удовольствие.
Хочу подчеркнуть, что в вопросе самоопределения основной упор надо делать на решение самого человека. А то бывает, лидер посоветует идти в какое-то "министерство", потому что там нуждаются в кадрах, и человек соглашается из-за уважения к лидеру. И даже даром своим жертвует.
Если взять служения милосердия и попечительства, то можно оттолкнуться
от естественной своей профессии. Или, например, евангелизм. Т.е. на естественную платформу любимой профессии добавить духовного опыта. Я считаю, что в человеке существуют еще и способности к чему-то, которые надо выявить объективно.
Я считаю, что помимо желания и удовольствия каждый знает свой результат.
Человек, например, хочет быть попечителем. У него есть удовольствие от разговоров с людьми. Но если он желает только удовольствия от общения, то проговорив два часа с человеком, результата никакого не получил. Вот здесь и нужно подумать. Или в евангелизме. Я спрашиваю, сколько за год он людей привел. - Ни одного. А евангелизирует каждый день. Желание есть, удовольствие получает, а результата никакого. Т.е. когда мы говорим о том, кто определяет: способный человек или
не способный - сам человек или окружающие люди?
Эти анкеты и тесты давным-давно уже придуманы. Одно дело выявить профессиональную ориентацию, и ты уже видишь,
под какую профессию человек подходит.
Т.е. опять результат. Любой может быть результат. Но как результат, ты можешь получить подтверждение от людей о своем таланте. Это отзывы и подтверждение. Ты можешь получить подтверждение своему таланту, своему дарованию не от одного человека. И на это тоже ты можешь ориентироваться в том, куда тебе двигаться дальше и в чем тебе развиваться.
Это происходит естественно, без особых усилий. Так же как для рыбы легко плавать, как для птиц - летать, так и для евангелистов вот так естественно евангелизировать.
Я бы хотел, чтобы в этом русле мы нашли каких-то пару-тройку критериев и зафиксировали, что таким образом мы и будем выявлять эти дарования.
Первое, на что хочу обратить внимание. > В том, чтобы обнаружить дарование внутри человека, требуется
как сам человек, так и окружающие. Далее критерии.
Желание - это основа жизни. Ладно, если мужчина захочет. Но если женщина захочет, то ни дьявол не помешает, ни даже Бог не помешает. Женщина может погубить мир и потом спасти его. "Хочу" - это есть энергетика таланта.
Если ты делаешь какое-то дело, и оно для тебя любимо, то ты получаешь
удовольствие.
О твоих способностях говорит результат. Если у тебя получается, то есть какой-то результат, продукт.
Ты делаешь эти вещи не потом, не с какой-то тяжестью. Это получается у тебя естественно, в легкую. Т.е. талант в простоте выражается. И это очень важный критерий.
Окружающие люди, смотря на тебя, отмечают присутствие способности или таланта. Талант - это не загадка и не таинственность.
Если ты обнаружил в себе талант, то естественно, ты будешь повышать квалификацию. Обязательно еще один принцип: ты хочешь в этом направлении учиться.
Это последующие важные технологии.
Ответственность перед Богом, перед окружающими заставляет человека рыться в своем внутреннем мире. Вникать в себя и в учение.
Например: говорят о математике, говорят о музыке - тебя не касается.
Когда ты стал музыкантом, у тебя обязательно есть учитель. Технология самоопределения
Мне так хочется, чтобы все это могло преломиться через практическую призму. Поскольку вопрос самоопределения включает и самого человека, и окружающих людей, то давайте теперь поговорим о технологиях, как бы мы могли определиться, к какому министерству каждый из нас принадлежит. Сам человек должен написать свою характеристику, проанализировав то,
что мы сейчас сказали? Давайте подумаем над организационным моментом. Как от этой красивой, увлекательной и соблазнительной теории перейти
к практике? Потому что у нас есть очень хороший опыт давнишний.
Т.е. комиссия проводит собеседование на основании максимально собранной
информации о человеке. После анкетирования, я думаю, должны быть рекомендации
от старших лидеров.
Давайте углубим этот вопрос. Скажем, человек написал заявление, что он обладает такими-то качествами,
и у него есть желание быть в такой-то группе.
А что? Это реально. Потому что здесь присутствует ограниченный круг
людей.
Мы как-то делали в своей ячейке анкетирование такого рода: как ты
пришел к Богу. И там был подпункт: чем нравится тебе лидер? Кто может обнаружить дарование в человеке лучше, чем окружающие люди? Я знаю свои дарования, но они видят то, что из меня больше прет. Получается, что мы - как маленькие депутаты. Нас избирает народ. У нас народ как бы честный. Тут без всяких подвохов. Реакция людей на то, что мы делаем. Анкетирование в ячейках. Рекомендует ячейка, куда его можно поставить. Я думаю, что люди в моей ячейке больше знают, что я могу милосердием заниматься или попечительством. Но что я не евангелист, это точно.
Там ведь будут не только те, кто будет ходить и евангелизировать.
Сейчас мы просто ориентируемся, чтобы каждая птица оказалась в своей
стае. Вот когда наступит осень, тогда вместе с ней и подросшие птички
полетят. Когда уже будет номинальная масса этого министерства, там и распределим кто на каком уровне социальном зависает. О какой рекламе идет речь? Я бы не хотел, с одной стороны, усложнять, и, с другой стороны, не
хотел бы упрощать. А когда будет лидерство, тогда мы разбросили бы сети на уровне всей церкви, чтобы все больные в "Новом поколении" были обслужены, чтобы все покаявшиеся в церкви были бы занесены в банк данных попечителей и их опекали. Вот о чем речь идет. Вопрос систематизации, администрирования, ответственности и команды.
Команда "Провентус" готовит нам лидеров, которым будет объяснено,
как сырье обрабатывать, что такое психология, что такое лидерские способности.
Т.е. это будут люди с широким кругозором. Опять же подчеркиваю, что речь идет не о новообращенных, которым надо
объяснять, что такое АВС. Наш прежний обкатанный, проверенный лидерский состав нужно сейчас переориентировать
от вчерашней схемы: сотник-пятидесятник и общие ячеечные группы - на
сегодняшнюю схему министерств. Вот точно так же, как функционирует группа прославления, я бы хотел, чтобы функционировало каждое служение другого характера. Вот и все.
Если мы хорошо знаем личность, определить не составит труда. Я правда, не знаю, кто это все будет рассматривать. Но мы должны закончить тем, чтобы перераспределить всех присутствцующих. Задача сегодняшнего собрания - это предварительная работа по структуризации всей церкви, которая должна идти снизу. Но все равно она должна как-то идти и должны быть какие-то вехи. И вот на одном листе бумаги заявление с теми пунктами, которые можно
отобрать. И чтобы человек быстро заполнил, написал: "Я, такой-то,
определил, что я имею тяготение к такому-то, и хочу быть в команде евангелистов
в министерстве евангелизма". Я думаю, что это должно распространиться не только на тех, кто в этом зале, но и на тех людей, которые не в ячейках, которые нигде. Т.е. как-то должно дойти до всей церкви. Объявление сделать или рекламу к тому, что сейчас идет перестройка церкви. А вот еще одна идея. И вот я предлагаю: встречаться по пятницам, но уже не со всеми, а по очереди с представителями разных министерств. Я говорю о зрелых людях, которые уже нашли себя в нише какого-то служения.
Мы-то знаем вас досконально. Если у вас есть рекомендации, пожалуйста, напишите. Итак, в следующую пятницу проводим собеседование с кандидатами в министерство евангелистов. Мы проверили, обкатали. Устраивает нас, не устраивает. Потом составляем хоть какой-то начальный лидерский список. Все.
Т.е. этот тест прекрасно помог мне самой увидеть, где мое место, какие мои дарования и где я могу себя приложить. Это прекраснейшая возможность увидеть себя многогранно.
Через две недели 100 человек пройдет собеседование. |